Гамма B moll (си минор) имеет три варианта: натуральный, гармонический и мелодический. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее и построим аккорды: тонические, субдоминантовые и доминантовые, а также их обращения. Затем определим кварты от каждой ступени и цепочку интервалов.
Натуральный B moll
Натуральный B moll включает в себя следующие ноты: B, C♯, D, E, F♯, G, A.
Тоническое трезвучие (T53):
- B - D - F♯
- Обращения: секстаккорд (T6) D - F♯ - B, кварта-секстаккорд (T64) F♯ - B - D
Субдоминантовое трезвучие (S53):
- E - G - B
- Обращения: секстаккорд (S6) G - B - E, кварта-секстаккорд (S64) B - E - G
Доминантовое трезвучие (D53):
- F♯ - A - C♯
- Обращения: секстаккорд (D6) A - C♯ - F♯, кварта-секстаккорд (D64) C♯ - F♯ - A
Гармонический B moll
Гармонический B moll имеет следующие ноты: B, C♯, D, E, F♯, G, A♯.
Тоническое трезвучие (T53):
- B - D - F♯
- Обращения: секстаккорд (T6) D - F♯ - B, кварта-секстаккорд (T64) F♯ - B - D
Субдоминантовое трезвучие (S53):
- E - G - B
- Обращения: секстаккорд (S6) G - B - E, кварта-секстаккорд (S64) B - E - G
Доминантовое трезвучие (D53):
- F♯ - A♯ - C♯
- Обращения: секстаккорд (D6) A♯ - C♯ - F♯, кварта-секстаккорд (D64) C♯ - F♯ - A♯
Мелодический B moll
Мелодический B moll восходящий включает: B, C♯, D, E, F♯, G♯, A♯.
Тоническое трезвучие (T53):
- B - D - F♯
- Обращения: секстаккорд (T6) D - F♯ - B, кварта-секстаккорд (T64) F♯ - B - D
Субдоминантовое трезвучие (S53):
- E - G - B
- Обращения: секстаккорд (S6) G - B - E, кварта-секстаккорд (S64) B - E - G
Доминантовое трезвучие (D53):
- F♯ - A♯ - C♯
- Обращения: секстаккорд (D6) A♯ - C♯ - F♯, кварта-секстаккорд (D64) C♯ - F♯ - A♯
Построение кварт от каждой ступени
- I ступень (B): B - E
- II ступень (C♯): C♯ - F♯
- III ступень (D): D - G
- IV ступень (E): E - A
- V ступень (F♯): F♯ - B
- VI ступень (G): G - C♯
- VII ступень (A♯): A♯ - D
Цепочка интервалов
Для натурального B moll:
- Большая секунда: B - C♯, C♯ - D, F♯ - G
- Малая терция: D - F♯, G - A
- Большая терция: E - G
- Чистая кварта: B - E
- Чистая квинта: C♯ - G, D - A
- Малая секста: E - C♯
- Большая секста: F♯ - D
Для гармонического и мелодического moll, необходимо учитывать повышение VII ступени, что изменяет интервал между VI и VII ступенями на увеличенную секунду.
Таким образом, каждый вид гаммы B moll имеет свои уникальные особенности, которые важны для понимания и исполнения музыкальных произведений в этой тональности.