Помогите, пожалуйста, с логикой. Очень нужно. Заранее спасибо! Упражнение 1. Произведите прямое и косвенное...

логика доказательство аргументы тезис общественное сознание гуманитарные науки А.С. Пушкин роман «Война и мир» Российская Федерация республика воздержанность и труд Ж. Ж. Руссо назойливость Ж. Лабрюйер страсти заблуждение К. Гельвеций логические ошибки Л. Кэрролл витамин С сотрудник опоздание чувство любви гормоны адвокат аргумент в споре софизмы правильное грамматически мир добродетель логическое мышление.
0

Помогите, пожалуйста, с логикой. Очень нужно. Заранее спасибо!

Упражнение 1. Произведите прямое и косвенное доказательство тезиса.

а) Некоторые формы общественного сознания не научны.

б) Правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.

в) А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».

г) Российская Федерация по форме правления является республикой.

Упражнение 2. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказатель-ства.

а) «Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им» (Ж.-Ж. Руссо).

б) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он - лишний» (Ж. Лабрюйер).

в) «Страсти вводят нас в заблуждение, т.к. они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне» (К. Гельвеций).

Упражнение 3. Определите, какие логические ошибки совершены в сле-дующих доказательствах.

а) « - А почему вы здесь сидите совсем один? – спросила Алиса…

  • Потому, что со мной здесь никого нет! – крикнул в ответ Шалтай-Болтай» (Л. Кэрролл).

б) В мире нет ничего абсолютно полезного, поэтому нельзя утверждать, что витамин С всегда, всем и везде полезен.

в) Начальник говорит опоздавшему сотруднику: «Почему Вы опять при-шли на работу не вовремя?». Сотрудник отвечает: «А еще трое из нашего от-дела сегодня тоже опоздали».

г) Чувство любви объясняется выработкой гормонов в организме.

д) В суде адвокат доказывает не то, что человек не совершал это конкрет-ное преступление, а то, что этот человек вообще не способен на какое-либо преступление.

е) Аргумент в споре: «Серый цвет вашего пиджака соответствует вашему умственному уровню».

Упражнение 4. Найдите логическую ошибку в следующих софизмах:

а) «Лекарство, принимаемое больным есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше».

б) «Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить? Нет. Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? Знаю. Об этом я и хотел тебя спросить».

г) «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит».

д) «Правильное грамматически лучше неправильного. Мир есть лучшее из всего. Следовательно, мир есть нечто правильное грамматически».

avatar
задан 3 месяца назад

2 Ответа

0

Конечно, давайте рассмотрим каждое упражнение по очереди.

Упражнение 1. Прямое и косвенное доказательство тезиса.

а) Некоторые формы общественного сознания не научны.

  • Прямое доказательство:

    • Тезис: Некоторые формы общественного сознания не научны.
    • Аргумент: Религия является формой общественного сознания, но она основывается на вере, а не на научных доказательствах.
    • Вывод: Следовательно, религия как форма общественного сознания не научна.
  • Косвенное доказательство:

    • Тезис: Некоторые формы общественного сознания не научны.
    • Предположение: Все формы общественного сознания научны.
    • Противоречие: Искусство и религия не основываются на научных методах и доказательствах, они часто субъективны и эмоциональны.
    • Вывод: Таким образом, не все формы общественного сознания научны. Тезис доказан косвенно через опровержение противоположного утверждения.

б) Правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.

  • Прямое доказательство:

    • Тезис: Правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.
    • Аргумент: Правовые науки изучают законы, правовые системы и их воздействие на общество, что является основой гуманитарных наук, направленных на изучение человека и общества.
    • Вывод: Следовательно, правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.
  • Косвенное доказательство:

    • Тезис: Правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.
    • Предположение: Правовые науки не относятся к сфере гуманитарных наук.
    • Противоречие: Правовые науки не изучают физические или природные законы, а сосредоточены на социальных аспектах и правах человека, что является предметом гуманитарных наук.
    • Вывод: Таким образом, правовые науки относятся к сфере гуманитарных наук.

в) А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».

  • Прямое доказательство:

    • Тезис: А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».
    • Аргумент: Автором романа «Война и мир» является Лев Николаевич Толстой, что подтверждено историческими и литературными источниками.
    • Вывод: Следовательно, А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».
  • Косвенное доказательство:

    • Тезис: А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».
    • Предположение: А.С. Пушкин является автором романа «Война и мир».
    • Противоречие: Этот роман был написан в 1860-е годы, когда Пушкин уже умер (1837 год), и все литературные источники подтверждают авторство Л.Н. Толстого.
    • Вывод: Таким образом, А.С. Пушкин не является автором романа «Война и мир».

г) Российская Федерация по форме правления является республикой.

  • Прямое доказательство:

    • Тезис: Российская Федерация по форме правления является республикой.
    • Аргумент: В Конституции Российской Федерации (статья 1) указано, что Россия является демократической федеративной республикой.
    • Вывод: Следовательно, Российская Федерация по форме правления является республикой.
  • Косвенное доказательство:

    • Тезис: Российская Федерация по форме правления является республикой.
    • Предположение: Российская Федерация не является республикой.
    • Противоречие: В России существует президент, парламент и система разделения властей, что характерно для республиканской формы правления, а не для монархии или другой формы.
    • Вывод: Таким образом, Российская Федерация по форме правления является республикой.

Упражнение 2. Найдите тезис, аргументы, укажите способ доказательства.

а) Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека: труд обостряет его аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. (Ж.-Ж. Руссо)

  • Тезис: Воздержанность и труд – вот два истинных врача человека.
  • Аргументы:
    1. Труд обостряет аппетит.
    2. Воздержанность мешает злоупотреблять аппетитом.
  • Способ доказательства: Прямое доказательство через объяснение и примеры.

б) Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он - лишний. (Ж. Лабрюйер)

  • Тезис: Назойлив только глупец.
  • Аргументы:
    1. Умный человек чувствует, когда его общество начинает наскучивать.
    2. Умный человек уходит до того, как станет ясно, что он лишний.
  • Способ доказательства: Прямое доказательство через наблюдение за поведением людей.

в) Страсти вводят нас в заблуждение, т.к. они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне. (К. Гельвеций)

  • Тезис: Страсти вводят нас в заблуждение.
  • Аргументы:
    1. Страсти сосредотачивают внимание на одной стороне предмета.
    2. Страсти мешают исследовать предмет всесторонне.
  • Способ доказательства: Прямое доказательство через анализ влияния страстей на восприятие.

Упражнение 3. Определите, какие логические ошибки совершены в следующих доказательствах.

а) « - А почему вы здесь сидите совсем один? – спросила Алиса… - Потому, что со мной здесь никого нет! – крикнул в ответ Шалтай-Болтай» (Л. Кэрролл).

  • Ошибка: Круговая аргументация. Ответ Шалтая-Болтая не объясняет причину, а просто повторяет формулировку вопроса.

б) В мире нет ничего абсолютно полезного, поэтому нельзя утверждать, что витамин С всегда, всем и везде полезен.

  • Ошибка: Логический переход от общего к частному. Из утверждения о том, что нет ничего абсолютно полезного, не следует, что витамин С не может быть полезен в определенных условиях.

в) Начальник говорит опоздавшему сотруднику: «Почему Вы опять пришли на работу не вовремя?». Сотрудник отвечает: «А еще трое из нашего отдела сегодня тоже опоздали».

  • Ошибка: Аргумент к большинству (ad populum). Опоздание других сотрудников не оправдывает личное опоздание данного сотрудника.

г) Чувство любви объясняется выработкой гормонов в организме.

  • Ошибка: Редукционизм. Сведение сложного явления (любви) только к биологическим процессам, игнорируя психологические и социальные аспекты.

д) В суде адвокат доказывает не то, что человек не совершал это конкретное преступление, а то, что этот человек вообще не способен на какое-либо преступление.

  • Ошибка: Ложная дихотомия. Вместо доказательства невиновности в конкретном случае, адвокат пытается доказать общее утверждение, что не является достаточным.

е) Аргумент в споре: «Серый цвет вашего пиджака соответствует вашему умственному уровню».

  • Ошибка: Аргумент к личности (ad hominem). Нападение на личность оппонента вместо обсуждения сути аргумента.

Упражнение 4. Найдите логическую ошибку в следующих софизмах:

а) «Лекарство, принимаемое больным есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно принимать как можно больше».

  • Ошибка: Ложная аналогия. Предположение, что если что-то полезно в определенном количестве, то его большее количество будет еще полезнее, что не всегда верно в случае с лекарствами.

б) «Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить? Нет. Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? Знаю. Об этом я и хотел тебя спросить».

  • Ошибка: Эквивокация. Использование одного слова в разных значениях в одном рассуждении.

г) «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит».

  • Ошибка: Противоречие. Утверждение одновременно двух взаимоисключающих положений.

д) «Правильное грамматически лучше неправильного. Мир есть лучшее из всего. Следовательно, мир есть нечто правильное грамматически».

  • Ошибка: Ложное следование (non sequitur). Переход от грамматической правильности к оценке мира не является логически обоснованным.

avatar
ответил 3 месяца назад
0

Упражнение 1:

а) Прямое доказательство: Форма общественного сознания, например, философия или искусство, не всегда основана на научных данных, а на эмоциях, субъективном опыте или идеологии.

б) Косвенное доказательство: Правовые науки изучают законы, нормы и правила, которые в свою очередь связаны с человеческим поведением, моралью и общественными ценностями, что делает их частью гуманитарных наук.

в) Прямое доказательство: А.С. Пушкин не мог быть автором романа "Война и мир", так как этот роман был написан Л.Н. Толстым.

г) Косвенное доказательство: Российская Федерация имеет форму правления президентской республики, где президент является главой государства и исполнительной власти, что характерно для республик.

Упражнение 2:

а) Тезис: Воздержанность и труд - два важных аспекта для здоровья человека. Аргументы: труд стимулирует аппетит, а воздержанность предотвращает его злоупотребление. Способ доказательства: Использование логического вывода из предоставленных аргументов.

б) Тезис: Умный человек уходит из общества вовремя. Аргументы: Умный человек чувствует, когда его общество перестает быть приятным. Способ доказательства: Приведение примера поведения умного человека.

в) Тезис: Страсти могут мешать объективному рассмотрению предмета. Аргументы: Страсти сосредотачивают внимание на одной стороне предмета. Способ доказательства: Использование примеров и анализа воздействия страстей на восприятие.

Упражнение 3:

а) Логическая ошибка: Нет прямого ответа на вопрос, что приводит к комической ситуации, но это не является доказательством некой тезиса.

б) Логическая ошибка: Общность предметов (добродетель и добро) не делает их эквивалентными.

в) Логическая ошибка: Аргумент о том, что другие также опоздали, не оправдывает само опоздание сотрудника.

г) Логическая ошибка: Любовь не ограничивается только выработкой гормонов, это упрощенное объяснение.

д) Логическая ошибка: Невозможно доказать, что человек не способен на какое-либо преступление, основываясь на отсутствии улик одного конкретного преступления.

е) Логическая ошибка: Нет логической связи между цветом пиджака и умственным уровнем.

Упражнение 4:

а) Логическая ошибка: Неверное заключение о том, что чем больше лекарства, тем лучше, не учитывает возможные побочные эффекты и дозировку.

б) Логическая ошибка: Обманчивое обращение к понятию добродетели и добра, но не приводящее к содержательному выводу.

г) Логическая ошибка: Неверное логическое следствие о том, что сидящий стоит, исходя из фразы "сидящий встал".

д) Логическая ошибка: Неверное заключение о том, что мир является правильным грамматически, исходя из предложенных аргументов.

avatar
ответил 3 месяца назад

Ваш ответ

Вопросы по теме