Для решения этой задачи можно воспользоваться методом взвешивания на чашечных весах, чтобы определить, легче или тяжелее фальшивая монета, причём всего за 2 взвешивания. Вот пошаговое объяснение решения:
1. Разделите монеты на три группы
Разделим 101 монету на три группы:
- Группа A: 34 монеты,
- Группа B: 34 монеты,
- Группа C: 33 монеты.
2. Первое взвешивание
Поместите Группу A на одну чашу весов и Группу B на другую чашу весов.
Возможные результаты:
Весы в равновесии (Группа A = Группа B):
- Это означает, что все 68 монет в группах A и B настоящие.
- Следовательно, фальшивая монета находится в Группе C (33 монеты).
Весы не в равновесии (Группа A ≠ Группа B):
- Это означает, что фальшивая монета находится в той группе, которая легче или тяжелее (в зависимости от отклонения весов).
- Группа C (33 монеты) в этом случае состоит только из настоящих монет.
Таким образом, после первого взвешивания мы точно знаем, в какой группе находится фальшивая монета (либо A, либо B, либо C).
3. Второе взвешивание
Возьмите 3 монеты из группы, где находится фальшивая монета (определено на первом шаге), и проведите их взвешивание следующим образом:
- Поместите одну монету на одну чашу весов и одну монету на другую чашу весов. Оставьте третью монету в стороне.
Возможные результаты второго взвешивания:
Весы в равновесии:
- Если две монеты имеют одинаковый вес, фальшивая монета — это та, которая осталась в стороне.
- Теперь вы точно знаете, какая монета фальшивая, и по результату первого взвешивания знаете, легче она или тяжелее.
Весы не в равновесии:
- Если весы не в равновесии, то фальшивая монета — это та, которая оказалась легче или тяжелее (в зависимости от отклонения весов).
- Таким образом, вы определяете, какая монета фальшивая, и её вес относительно настоящих монет.
Итог
За всего 2 взвешивания вы:
- Определяете, в какой группе находится фальшивая монета (первое взвешивание).
- Определяете, какая именно монета фальшивая и легче она или тяжелее (второе взвешивание).
Эта задача решается благодаря грамотному разделению монет на три группы и использованию логики взвешиваний.