Для анализа законности действий участников производства в данном случае необходимо обратиться к нормам российского законодательства, регулирующим административные правонарушения.
1. Мелкое хулиганство и составление протокола
Мелкое хулиганство (то есть незначительное нарушение общественного порядка, сопровождающееся явным неуважением к обществу) квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Согласно статье 28.3 КоАП РФ, правом составления протоколов об административных правонарушениях обладают определённые должностные лица. К ним относятся, в частности:
- сотрудники органов внутренних дел (полиции),
- должностные лица органов местного самоуправления в части их компетенции.
Военнослужащие, не являющиеся сотрудниками органов внутренних дел, не обладают полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством. Например, военнослужащие могут фиксировать правонарушения, если они связаны с обеспечением охраны военных объектов или других специальных задач.
В данном случае, военнослужащий О., даже если он был свидетелем правонарушения, не имел законных оснований для составления протокола. Следовательно, его действия незаконны.
2. Направление дела в суд
После составления протокола об административном правонарушении он направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело. Согласно статье 23.1 КоАП РФ, дела о мелком хулиганстве рассматриваются мировыми судьями. Однако при этом важно учитывать, что судья может рассматривать дело только в случае, если протокол составлен законным образом. Поскольку военнослужащий О. не имел полномочий на составление протокола, направление им дела в суд также является неправомерным.
3. Рассмотрение дела судьёй
Судья обязан проверять законность составления протокола на стадии подготовки к рассмотрению дела. Согласно статье 29.4 КоАП РФ, если протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом или с иными нарушениями требований закона, дело подлежит возвращению на доработку или прекращению.
Если судья вынес решение по делу на основании протокола, составленного лицом, не имеющим на это полномочий (в данном случае военнослужащим), это является нарушением процессуальных норм. Такое решение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
4. Итоговая оценка законности действий
- Действия военнослужащего О. по составлению протокола являются незаконными, поскольку он не обладает полномочиями фиксировать административные правонарушения, связанные с мелким хулиганством.
- Направление протокола в суд военнослужащим также не соответствует требованиям законодательства.
- Действия судьи, наложившего штраф на гражданина М. на основании незаконно составленного протокола, также являются неправомерными. Судья должен был прекратить производство по делу или вернуть материалы на доработку.
5. Рекомендации для гражданина М.
Гражданин М. имеет право обжаловать постановление суда в вышестоящую инстанцию (например, в районный суд, если дело рассматривал мировой судья). В жалобе необходимо указать на нарушение процедуры составления протокола и отсутствие полномочий у военнослужащего О. В случае признания действий незаконными, постановление будет отменено, а штраф — аннулирован.