Для построения минорной гаммы от звука Фа (F) необходимо следовать определённой последовательности тонов и полутонов, характерной для натурального минора. Натуральный минор строится по следующей схеме: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
- Фа (F) - начальная нота.
- Тон - от Фа поднимаемся на тон, получаем ноту Соль (G).
- Полутон - от Соль поднимаемся на полутон, получаем ноту Ля-бемоль (A♭).
- Тон - от Ля-бемоль поднимаемся на тон, получаем ноту Си-бемоль (B♭).
- Тон - от Си-бемоль поднимаемся на тон, получаем ноту До (C).
- Полутон - от До поднимаемся на полутон, получаем ноту РЕ-бемоль (D♭).
- Тон - от РЕ-бемоль поднимаемся на тон, получаем ноту Ми-бемоль (E♭).
- Тон - от Ми-бемоль поднимаемся на тон, возвращаемся к Фа (F).
Таким образом, натуральная минорная гамма от звука Фа состоит из следующих нот: F, G, A♭, B♭, C, D♭, E♭, F.
Если необходимо построить гармоническую или мелодическую минорную гамму, потребуется внести изменения:
- Гармонический минор: повышается седьмая ступень. В данном случае, вместо Ми-бемоль будет Ми (E). Гамма: F, G, A♭, B♭, C, D♭, E, F.
- Мелодический минор: при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени, а при движении вниз играется как натуральный минор. Восходящая гамма: F, G, A♭, B♭, C, D, E, F. Нисходящая гамма: F, E♭, D♭, C, B♭, A♭, G, F.
Каждый из этих типов минорных гамм имеет свое звучание и используется в различных музыкальных контекстах.